Харитонова О. И.


Харитонова Ольга Ивановна, учитель географии МБОУ "Гимназия №12"
Доклад на секции "Готовимся к реализации ФГОС ООО" августовской городской конференции педагогических работников г.Ленинск-Кузнецкий, 27 августа 2014 год

тема: "Оценка межпредметных результатов на уроках географии в основной школе: проблемы, поиски, решения".
В новом стандарте и примерной программе основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика и четко прописаны требования к результатам обучения.  В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине. К метапредметным умениям относят умения анализировать, делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать, группировать, сравнивать, давать определения понятиям, решать учебные проблемы, ставить вопросы, вести дискуссии, подготавливать презентации и обсуждать их в классе.
Внимание учителя к формированию этих умений требует установления взаимосвязи между географией и другими учебными дисциплинами. Эта деятельность учителя обусловлена задачами формирования системы научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Метапредметные умения способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Они помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии, реализующей стандарты второго поколения, заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
·         познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·         гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
·         способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью;
·         готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
·         умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
·         умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
·         организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
·         умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
·         умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
·         умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Достижение метапредметных результатов по географии невозможно без освоения предметных результатов.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы, предусмотренными  ФГОС по географии являются:
·         формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
·         формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
·         формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
·         овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
·         овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
·         овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
·         формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
·         формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В период подготовки к работе по стандарту второго поколения необходима перестройка учебного процесса:
·         учителю следует применять в обучении педтехнологии, основанные на развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся (модульная технология, диспутов, дискуссий, учебных игр, проектов).
·         научить школьников на уроке усвоению порядка учебных действий,
самостоятельной работе с источниками географической информации (учебником, атласами, рабочими тетрадями, контурными картами), с дидактическим аппаратом учебника.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление  деятельностного  подхода в обучении. Многим учителям предстоит серьезная перестройка в своей профессиональной деятельности.  Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
С целью оказания методической помощи учителям в достижении метапредметных результатов на уроках географии через формирования основных видов деятельности учащихся предлагаются возможные варианты заданий.  Задания выполняются письменно, на уроке, дома, во внеурочное время (по усмотрению учителя).
1.Составьте рассказ под условным названием «Мое маленькое путешествие» с использованием условных топографических знаков. Название путешествия можете изменить, выбрав свое. (Познавательные, учебно- информационные)
2. Назовите приборы, которые необходимы для работы по топографической карте. Напишите, что вы о них знаете? При затруднении воспользуйтесь необходимыми средствами информации, указав, какие именно использовали.
(Познавательные,  учебно – информационные)
3.Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.
Вид географических карт атласа
Что изображено
Масштаб
1. Физическая карта полушарий
2.Физическая карта России
3. Политическая карта мира
4. …
5. …
(Познавательные, учебно – логические)
4.В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды».
Найдите на карте:
·         Скандинавский полуостров,
·         полуостров Камчатка,
·         материки Африка и Австралия,
·         озеро Байкал.
Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объект
(Познавательные, учебно – логические)
Земная кора и литосфера
5. 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.
Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте.
Работа с картой
1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.
2.  *Подпишите на карте названия стран и их столиц.
3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.
4.  Определите, на территории каких гор, расположены страны.
5.  *Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?
(Познавательные, учебно – логические)
Работа с Интернет, географическими словарями
1.  *Найдите в дополнительных источниках, что такое шкала Рихтера, амплитуда землетрясения?
2.  *Каково максимальное значение амплитуды землетрясения по шкале Рихтера?
3.  Что такое очаг землетрясения?
4.  Что такое эпицентр землетрясения?
5.  *Что такое сейсмические районы?
(Познавательные, учебно – информационные)
Задания
1.  Нарисуйте иллюстрацию к тексту.
2.  Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.
3.  Напишите мини-эссе по тексту.
4.  Составьте вопросы к тесту для одноклассников.
5.  Нарисуй схему землетрясения.
(Регулятивные, учебно – организационные)
6.  Многие деревни и села в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно были на горе? Свой ответ («за» и «против») письменно обоснуйте.
(Познавательные, учебно – логические)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
7. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!
Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».
Как вы думаете, почему замерз тролль?
(Познавательные, учебно – логические)
8. Вы отправились отдыхать с родителями на дачу. Напишите, используя условные знаки атмосферных явлений, какую погоду Вы хотели бы на эти дни? (Регулятивные)
Гидросфера – водная оболочка Земли
9. Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек мира и самая большая в Европе. Длина Волги 3530 км, площадь ее бассейна 1,360млн. кв. км.
Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги – ключ у деревни Волго – Верховье в Тверской области.
В волгу впадает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Бассейн Волги простирается от Валдайской возвышенности на западе до Урала на востоке.
Волга впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. В дельте Волги насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек.
Основное питание Волги – снеговое, грунтовое и дождевое. В режиме Волги выделяется весеннее половодье (апрель – июнь), летняя и зимняя межени, осенние дождевые паводки (октябрь).
Составьте план описания Волги.
Используя составленный план, дайте описание реки своей местности.
(Регулятивные, учебно – организационные)
10. Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы:
Течение – это…
Значение течений для жизни нашей планеты
Как образуются течения?
Какие бывают течения? Как они обозначаются на картах?
Назовите самые крупные течения
(Познавательные, учебно – логические)
10. Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы:
Течение – это…
Значение течений для жизни нашей планеты
Как образуются течения?
Какие бывают течения? Как они обозначаются на картах?
Назовите самые крупные течения
(Познавательные, учебно – логические)
11. Биосфера Земли
11. Прочитайте текст и выполните задание.

«Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает несколько км

Комментариев нет:

Отправить комментарий